Кто, кто в небогатой живет?..
27 марта 2008 года

"...Нынешний февраль принес новую напасть: налоговые органы начали кампанию по выявлению граждан, сдающих свои квартиры в аренду и уклоняющихся от уплаты налога с этого дохода. В налоговой инспекции Советского района Казани мне показали подписанные директором управляющей компании района огромные списки предполагаемых "должников"... Вот и в нашем 62-квартирном доме №8 по ул. Искра "приглашения" из налоговой получили 19 жильцов.

Десять из них действительно сдают свои квартиры за приличные деньги и, конечно же, должны платить налоги, спору нет. Но еще в этом списке - бабушка, года два назад пускавшая к себе пожить студентку; семья с ребенком-инвалидом, живущая в квартире умершей матери и не имеющая денег, чтобы переоформить ее на себя; мать, проживающая в квартире сына... (Последний случай - мой, и замначальника ЖКУ привела мне убийственный аргумент: "Раз живете у сына без прописки, значит, вы - квартирантка".)

А еще пять пенсионерок, даже 84-летняя бабушка-инвалид, которые вынуждены пускать к себе для совместного проживания студенток, так как на то, что остается от их пенсий после уплаты за дорожающие с каждым годом коммунальные услуги, газ, телефон и лекарства, прожить просто невозможно! Да к тому же одинокие больные старики нуждаются в элементарной помощи по хозяйству. И я видела, в какое шоковое состояние привели их полученные из налоговой инспекции "приглашения" отчитаться за сдачу жилья за 2005 - 2007 годы, да еще и с предупреждением об уголовной ответственности за сокрытие доходов.

Ведь это позор, что пенсионеры, добросовестно трудившиеся по 40 - 50 лет, вынуждены сегодня собирать милостыню и жить в одной комнате с квартирантами, чтобы как-то свести концы с концами. Стыдно за наше государство, которое у людей, считающих каждую копейку, принялось выявлять "скрытые доходы". Что при несметных золотовалютных запасах оно заставляет старика платить с тысячи рублей, получаемых с квартиранта, 130 рублей налога (на них он может купить себе 4 батона хлеба и 3 пакета молока) - это просто безнравственно, бесчеловечно и цинично!

А следовало бы учесть, что если для стариков пускать квартирантов - способ выживания, то для государства это - подспорье: это помогает решить проблему жилья для тысяч иногородних студентов, которых оно же, государство, не обеспечивает общежитиями. Кстати, помню, что полвека назад сами вузы платили хозяевам квартир за проживание студентов, и никаких налогов с этих денег не взималось.

Депутаты Госдумы, узаконившие для себя и госчиновников особые льготы и пенсии в десятки тысяч рублей, просто обязаны помочь старикам, которые ухитряются выживать кто как может, и внести в Налоговый кодекс РФ пункт об освобождении от налогов пенсионеров, пускающих к себе квартирантов для совместного проживания. Чтобы те могли дожить остаток жизни хотя бы без налоговых проблем и спать спокойно, не боясь, что соседи напишут на них донос.

Илюзя Бахтиярова".

...Дом, где родилась эта законодательная инициатива, таков, что сразу понятно, почему она здесь родилась: это старый дом и в смысле давности постройки (почитай, полвека), и в смысле "дом стариков". Когда-то эти женщины наверняка были разными, теперь, когда принимаются рассказывать о своей жизни, то рассказы почти неотличимы один от другого, разве что медицинские диагнозы отличаются, да и то не сильно. Старость свела наших бабушек к общему знаменателю бедности.

Все они просят не называть себя в газете: "А то в деревне прочтут, что мы тут как нищие, стыдно...". Да и боязно, конечно, вот так заявить о себе: жизнь долго учила их и научила, что бьют по той голове, которая высовывается.

По вопросу о квартирантах у бабушек, похоже, сложилась довольно цельная система ценностей и взаимоотношений. В полном соответствии со старым постулатом о роскоши человеческого общения главной ценностью здесь признается само наличие в квартире девочки-студентки.

Мальчики-студенты не котируются, ведь что с такого возьмешь - деньги? Но денег, хотя бы приближающихся к рыночной цене аренды, пенсионерки со своих квартирантов не берут (да и за что брать-то, ведь не квартиру целиком сдают, а комнату или просто угол, а сама хозяйка теснится в другом)... Девочка же студентка - она одинокой старушке в виде арендной платы и пол помоет, и суп сварит, и вообще - живая душа, чтобы, если что, "скорую" вызвать. Ну а самый желанный вариант - девочка-медичка. У одной бабушки из дома на ул. Искра живет такая: она в психбольнице работает, а дома делает больной диабетом квартирной хозяйке уколы.

А если кто, потеснившись в собственной квартире, берет не только жильца, но с этого жильца еще и злосчастную тысячу на добавку к нищенской пенсии - кто скажет, что справедливо поделиться этой добавкой с государством, которое дает ту самую нищенскую пенсию?

...Сколько денег поступает в Татарстане в бюджет именно вследствие уплаты налога при сдаче в аренду принадлежащего гражданам жилья - это, можно сказать, науке неизвестно. В УФНС по РТ "ВК" пояснили, что такой отдельной строчки учета не предусмотрено - эти деньги учитываются в общем объеме налога на доходы физлиц. Понятно, что администрирование в этой части подоходного налога затруднено: как, от каких базовых показателей планировать сбор? Исходя из объема платежей, собранных за предыдущий год? Но сдавать свое жилье внаем - это не обязанность, а право, и тот, кто делал это прежде, в этом году может не пускать к себе жильцов. А как учесть тех, кто жилье сдает, но не извещает налоговую инспекцию об этом своем доходе?

Единственное, что может помочь государству в этом нелегком деле - "дворовая общественность". Как обитатели дома на ул. Искра попали под подозрение в злостной неуплате налогов, уподобившись чуть не Ходорковскому, - это для них самих не секрет. Есть в доме такая жительница, которая не раз грозилась сообщить о соседях, пускающих к себе квартирантов, вот и сообщила. Просто список оказался на широкую ногу: попали и те, кто пускает жить квартирантов, и те, кто пускает, но бесплатно, а заодно и те, кто никаких квартирантов и на порог не пускал...

То, что в прежние времена после письма "куда следует" человек мог вовсе исчезнуть, а теперь бояться стоит всего-навсего ответственности "за сокрытие доходов" - это, может быть, и свидетельствует о некотором смягчении нравов, но сути дела не меняет: государственное дело держится на доносчике.

"От всего этого становится просто не по себе, - признается Илюзя Бахтиярова, - уж очень напоминает 1937 год". Но почему это так выходит, что наше государство всегда нуждается в жадных и жестоких?

...Когда Илюзя Салиховна побывала по "приглашению" в районной налоговой инспекции, рассказала там об "уклонистах" с Искры, выслушала полуобъяснение-полуизвинение ("Не мы ведь такой закон написали, мы должны его исполнять"), она закончила разговор возмущенным: "Тогда я напишу в Госдуму, пусть меняют этот закон!". А в ответ: "Пишите, нам тоже жалко этих бабушек!". И она написала.

А что с той самой соседкой, составившей список, из-за которого все и началось? Она, говорят, тоже получила письмо, но непонятно от кого. Всего один лист в конверте, а на листе крупно: "Ты - сука". Говорят, после этого жаловалась на недоброжелательство соседей и грозилась уголовным преследованием за клевету.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"'